10 трендов 2017 года на рынке street-retail Санкт-Петербурга.

10 трендов 2017 года на рынке street-retail Санкт-Петербурга.

10 трендов 2017 года на рынке street-retail Санкт-Петербурга.

Эксперты инвестиционно-управляющей компании STEIT рассказали об итогах 8 месяцев 2017 г. на рынке street-retail Санкт-Петербурга и выделили 10 ключевых тенденций, определяющих развитие сегмента.

Эксперты инвестиционно-управляющей компании STEIT рассказали об итогах 8 месяцев 2017 г. на рынке street-retail Санкт-Петербурга и выделили 10 ключевых тенденций, определяющих развитие сегмента.

Рост активности малого бизнеса

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2017 г. в сегменте street-retail более активно развивался малый бизнес: предприниматели запускали как самостоятельные проекты, так и франшизы, и открывались в густонаселенных спальных районах города. По-прежнему высокая активность стартапов наблюдалась в сфере пекарен, кондитерских, булочных. Однако данная категория малого бизнеса преобладала и среди закрывшихся объектов. 

Выход новых игроков на петербургский рынок

На рынок Санкт-Петербурга в этом году вышли несколько региональных сетей с большими планами развития в регионе. В частности, в помещениях, находящихся под управлением инвестиционно-управляющей компании STEIT, за этот период открылись новые точки сети алкогольных супермаркетов «Красное и белое», а также ряд аптечных сетей, в том числе самарская «Вита».

Продолжение экспансии федеральных и региональных сетей

Федеральные и региональные сети продолжают наращивать свое присутствие. В 2017 г. среди арендаторов наибольшую активность демонстрировали продуктовые ритейлеры – Магнит, Пятерочка, SPAR, алкогольные – Ароматный мир, РосАл, Градусы, а также аптеки – Фармакор, зоо-товары – PetShop, цветочный бизнес – Цветовик. 

Возобновление развития розничных сетей банков

Банки возобновляют развитие своих розничных сетей. Новые отделения открыли Банк Санкт-Петербург, Райффайзен и др. Объединение ВТБ24 и ВТБ, которое будет завершено в начале 2018 г., также повлечет за собой открытие ряда новых офисов. 

Оптимизация торговых сетей

Ритейлеры стремятся к оптимизации своих сетей, выбирая при этом разные стратегии. Так, например, продуктовые операторы в последнее время арендуют большие объемы торговых площадей, в том числе в очень близких локациях – на перспективу, с дальнейшей возможностью оставить только наиболее доходные точки. Другие игроки закрываются в одних местах и открываются в других, сохраняя общее количество объектов.

Интерес к наиболее крупным помещениям

По статистике STEIT, в 2017 г. наибольший интерес для арендаторов представляли форматные помещения площадью 400-600 кв. м – для продуктовых сетей, а также небольшие объекты до 60 кв. м – для других сфер бизнеса. Остальные объекты были в разы менее востребованными.

Стабильные арендные ставки

Арендные ставки в среднем остались на прежнем уровне. Отмечается незначительный рост в пределах 5-10%.

Отложенный спрос на встроенные помещения в новых жилых массивах

Жилые проекты сегмента масс-маркет, введенные в эксплуатацию за последний год, демонстрируют разный уровень востребованности коммерческих помещений. Зачастую это связано с тем, что существенная доля квартир в них приобретались 2-3 года назад в инвестиционных целях. В отсутствие покупателей или арендаторов такие квартиры долго пустуют. В результате заселение новостроек происходит гораздо медленнее, чем раньше, что сказывается на востребованности встроенных помещений в этих объектах и доходности бизнеса для непосредственных арендаторов. В таких объектах мы наблюдаем эффект отложенного спроса.

Роман Стогов, коммерческий директор компании STEIT, комментирует: «По нашим оценкам, более половины объектов на рынке торговых площадей не ликвидны на данный момент. Такие проекты ощутимо просели, и срок их экспозиции возрос до непрогнозируемого максимума».

Застройщики начинают уделять больше внимания качеству коммерческой недвижимости в своих жилых проектах

Тренд на продуманные коммерческие помещения в жилых объектах задали небольшие застройщики. Такие компании реализуют каждый свой дом по индивидуальному проекту, стремясь создать комфортную среду для будущих жителей и развития бизнеса. Сейчас таких примеров становится все больше, в том числе среди крупнейших девелоперов.

Мария Парфененко, генеральный директор компании STEIT, говорит: «Надо отметить, что компании, специализирующиеся на жилом строительстве, редко являются профессионалами и в торговой недвижимости. Для того чтобы проектировать и строить торговые объекты в соответствии с ожиданиями рынка, девелоперы начинают прибегать к консалтингу в этой сфере».

Высокая активность инвесторов

Сегмент помещений streеt retail остается одним из наиболее устойчивых к внешним экономическим факторам. На фоне снижения процентных ставок по депозитам в ведущих банках, интерес к более доходным инструментам инвестирования – таким как коммерческая недвижимость – возрастает. Однако на фоне большого объема неликвидного предложения на рынке значимым фактором для инвестора является выбор профессионального партнера, способного выявить перспективные локации и грамотно оценить потенциал для бизнеса в долгосрочной перспективе.